1С: Партнер в Твери

 
 
О Компании Услуги Поддержка Заказ 1C:ИТС и сервисов 1С Обучение Цены Партнерство
§
О Компании



 

Главная >> О Компании >> Наши публикации >> Учет и налогообложение приносящей доход деятельности в государственных (муниципальных) учреждениях в 2012 на практических примерах "1С:Бухгалтерии государственного учреждения 8" 

Учет и налогообложение приносящей доход деятельности в государственных (муниципальных) учреждениях в 2012 на практических примерах "1С:Бухгалтерии государственного учреждения 8"

Ответы на вопросы слушателей семинара

Как показывает практика, у бухгалтеров много вопросов, которые возникают в их повседневной работе, на все эти вопросы можно получить ответы на семинаре «Учет и налогообложение приносящей доход деятельности в государственных (муниципальных) учреждениях в 2012 году на практических примерах в «1С:Бухгалтерии государственного учреждения 8» http://www.1c.ru/news/events/event.jsp?id=675С некоторыми ответами на вопросы слушателей предлагаем Вам ознакомиться. 

Автоматизация учета хозяйственных операций по приносящей доход деятельности в «1С:Бухгалтерии государственного учреждения 8»

Можно ли в «1С:Бухгалтерии государственного учреждения 8» вносить изменения в соответствие счетов бухучета счетам налогового учета? Есть ли такой регистр? Или это соответствие на уровне конфигурации, и пользователям недоступно редактирование?

Соответствие счетов налогового учета счетам бухгалтерского учета задано в конфигурации и не предполагает изменения пользователями. 

В программе БГУ в документах «Меню-требование» по КФО 2 нет строк для ввода счетов по НУ. Это ошибка ПП или нет каких-то настроек, хотя все настройки сделаны в ПП.

В большинстве документов программы "1С:Бухгалтерия государственного учреждения 8" нет реквизитов для указания счетов налогового учета. Соответствие счетов налогового учета счетам бухгалтерского учета установлено в конфигураторе, при проведении документа проводки по налоговому учету автоматически формируются по данным бухгалтерского учета.

 

 

Если счет-фактура на услугу, то просят вместо единицы измерения, количества и цены указывать прочерки. Правомерно ли это требование? Если да, то почему в БГУ это не работает.

Согласно Правилам заполнения счета-фактуры, применяемого при расчетах по налогу на добавленную стоимость, утвержденнымПостановлением Правительства РФ от 26.12.2011 № 1137, в строках счета-фактуры указываются

«б) в графах 2 и 2а - единица измерения (код и соответствующее ему условное обозначение (национальное) в соответствии с разделами 1 и 2 Общероссийского классификатора единиц измерения) (при возможности ее указания). При отсутствии показателей ставится прочерк;

в) в графе 3 - количество (объем) поставляемых (отгруженных) по счету-фактуре товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав исходя из принятых единиц измерения (при возможности их указания). При отсутствии показателя ставится прочерк;

г) в графе 4 - цена (тариф) товара (выполненной работы, оказанной услуги), переданного имущественного права за единицу измерения (при возможности ее указания) по договору (контракту) без учета налога на добавленную стоимость, а в случае применения государственных регулируемых цен (тарифов), включающих в себя налог на добавленную стоимость, с учетом суммы налога. При отсутствии показателя ставится прочерк;».

Аналогичное положение содержится в Правилах заполнения корректировочного счета-фактуры, применяемого при расчетах по налогу на добавленную стоимость.

В счете-фактуре, формируемом в программе «1С:Бухгалтерия государственного учреждения 8», будут указаны прочерки, если реализуется услуга.

То есть документ «Счет-фактура выданный» введен на основании документа, которым оформлено оказание услуг («Реализация услуги», «Акт об оказании услуг»).

В карточке реализуемой услуги (элементе справочника «Номенклатура») указан тип номенклатуры - услуга.

 

В учреждении есть несколько обособленных подразделений. На семинаре показали  слайд презентации, на котором было указано, что Журнал учета счетов-фактур ведется по организации. Означает ли это, что все подразделения учреждения должны вести единый Журнал учета? Если это так, и обособленное подразделение слишком удаленное, как тогда входящие счета-фактуры могут оказаться в головном учреждении?

Да, Журнал учета должен быть единый. Обособленные подразделения - это не юр. лица.

В соответствии с пунктом 13 Правил ведения журнала учета полученных и выставленных счетов-фактур, применяемых при расчетах по налогу на добавленную стоимость, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 26.12.2011 № 1137, организация, реализующая (приобретающая) товары (работы, услуги), имущественные права через свои обособленные подразделения, если эти подразделения от имени организации выставляют покупателям (получают от продавцов) счета-фактуры (в том числе корректировочные), исправленные счета-фактуры (в том числе, корректировочные), ведет журнал учета по организации в соответствии с настоящим документом.

При этом в случае если организация реализует товары (работы, услуги), имущественные права через обособленные подразделения, при составлении такими обособленными подразделениями счетов-фактур порядковый номер счета-фактуры через разделительную черту дополняется цифровым индексом обособленного подразделения, установленным организацией в приказе об учетной политике для целей налогообложения.

Если в головном учреждении и обособленных подразделениях учет ведется в разных базах "1С:Бухгалтерии государственного учреждения 8", и настроено УРИБ, то разные Журналы периодически объединяются.

 

Расскажите, каким образом в БГУ ведется расчет себестоимости готовой продукции, если затраты собираются не по каждой единице номенклатуры, а по номенклатурным группам. При этом номенклатура выпускаемой продукции каждый раз разная (ведется учет по сериям).

Номенклатурная группа содержит состав однородной продукции (со схожим технологическим циклом, примерно одинаковой цены). Соответственно для этого состава продукции в справочнике «Номенклатура» создается порядок распределения себестоимости. Предусмотрено два варианта распределения себестоимости: ручные коэффициенты и пропорционально плановой стоимости.

Документ «Закрытие производственных счетов» рассчитывает фактическую стоимость производства номенклатурной группы, а затем фактическую стоимость каждой номенклатуры продукции, выпущенной в текущем месяце, входящей в данную номенклатурную группу, в соответствии с заданными в карточке номенклатурной группы правилами.

В конфигурации реализованы два варианта правил распределения: «По плановой стоимости продукции» и «Ручное определение частей стоимости».

Для правила «По плановой стоимости продукции» коэффициент определяется как частное от деления плановой стоимости конкретной продукции на сумму плановых стоимостей всей продукции, входящей в номенклатурную группу.

Для правила «Ручное определение частей стоимости» коэффициент определяется как частное от деления доли конкретной продукции на сумму долей всей продукции, входящей в номенклатурную группу.

Вычисленный таким образом коэффициент определяет долю стоимости единицы конкретной продукции в общей фактической стоимости номенклатурной группы для случая, когда каждая выпущенная продукция, входящая в номенклатурную группу, была выпущена в количестве 1 ед. Т.е. это коэффициент, нормированный на единичный выпуск Kед.

Т.к. продукция, выпускается не в одном экземпляре, более того, количества выпущенной той или иной продукции, входящей в номенклатурную группу, как правило, не равны, то общая доля стоимости, приходящаяся на выпуск конкретной продукции, рассчитывается по формуле:

Доля стоимости выпущенной продукции i = Kед i. * выпущенное количество продукции i / ∑ по j (Kед j. * выпущенное количество продукции j)

 

Мы закрываем счета 109 71, 109 81 на счет 109 61 не пропорционально, а в процентах. Вручную рассчитываем коэффициент, по которому закрываются счета 109 71, 109 81.

В планах есть задача спроектировать документ, в котором пропорция задается вручную, а расчет сумм распределения производится автоматически. 

Каким образом в БГУ формируется база распределения (принцип):
-        Оплата труда
-        Прямые затраты
-        Выручка
-        Мат. затраты

Если взять «оплата труда», «прямые затраты» и «мат.затраты», то это все связано с расходами, которые поступают на счет 109.61 извне. Выручка считается по начислению с реализации в кредит счета 401.10 по всей номенклатуре, которая участвует в деятельности. Оплата труда 109.61 - 302.11, 302.12, 302.13, только начисления.

 

При списании МЗ в производство и реализации ГП везде указан ИФО. Однако при закрытии производственных счетов и распределении косвенных затрат ИФО не участвует. Насколько это корректно?

Все производство учитывается четко в разрезе КФО и ИФО. В документе «Закрытие производственных счетов» расчет стоимости производства ведется в разрезе ИФО и КФО. Просто одним документом производится расчет сразу по всем ИФО и КФО. 

Каков был принцип построения налогового учета, создания плана счетов? В хозрасчетном учете он скомпонован, единый. Почему бы так не сделать в бюджетном учете?

Вы хотите сказать, почему не введены счета налогового учета, аналогичные счетам Единого плана счетов, утвержденного приказом Минфина России от 01.12.2010 №157н?

И положения главы 25 НК РФ, и выпускавшиеся в дальнейшем методические рекомендации по ведению налогового учета опирались на правила и методику ведения бухгалтерского учета в коммерческом секторе (Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденная приказом Минфина Росси от 31.10.2000 № 94н, Положения по бухгалтерскому учету и др.). С 1 января 2003 г. также вступило в действие Положение по бухгалтерскому учету "Учет расчетов по налогу на прибыль организаций" ПБУ 18/02, утвержденное приказом Минфина России от 19.11.2002 N 114н, применение которого позволило отражать в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности различие налога на бухгалтерскую прибыль (убыток), признанного в бухгалтерском учете, от налога на налогооблагаемую прибыль, сформированного в бухгалтерском учете и отраженного в налоговой декларации по налогу на прибыль.

С вводом в действие главы 25 НК РФ, а затем ПБУ 18/02 их положения были реализованы в типовой конфигурации программы «1С:Бухгалтерия». Ведение налогового учета в «1С:Бухгалтерии» актуализировалось по мере изменения законодательства и совершенствовалось в новых версиях программы.

В программных продуктах «1С» для ведения бюджетного учета традиционно решалась задача автоматизации именно бюджетного (бухгалтерского) учета, поскольку существенные различия в правилах бюджетного учета и коммерческого бухгалтерского учета затрудняли автоматизацию налогового учета на основании данных бюджетного учета.

С введением в действие Единого плана счетов бухгалтерского учета и инструкции по его применению, утвержденных приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н, бухгалтерский учет государственных (муниципальных) учреждений нового типа стал более приближен к коммерческому учету.

При реализации методологии ведения налогового учета в «1С:Бухгалтерии государственного учреждения 8» был применен 10-летний опыт автоматизации налогового учета в «1С:Бухгалтерии», реализован такой же план счетов и регистры налогового учета, как в типовой конфигурации программы «1С:Бухгалтерия».

Мы отказались от введения счетов налогового учета, аналогичных счетам Единого плана счетов, поскольку, например, одних только счетов группы 105 в бюджетном учете несколько. К тому же счет включает КБК. Какое отношение КБК имеют к НУ? В отличие от коммерческого, бюджетное законодательство по бухгалтерскому учету постоянно меняется. Благодаря независимости налогового учета от бухгалтерского, при изменении бухгалтерского учета налоговый учет не придется менять, достаточно будет установить соответствие счетов.

 

Для АУ, применяющих УСН, будет ли формироваться Книга учета доходов и расходов?

Многие учреждения перешли с хозрасчетного учета в автономный тип. Автономные учреждения, применяющие УСН, сдают «Книгу учета доходов и расходов (КУДиР)». Будет ли реализована КУДиР в «1С:Бухгалтерии государственного учреждения 8»?

Задача такая запланирована, выполняется.

 

Можно ли полностью отключить налоговый учет по прибыли в программе? Если можно, то как?

Да, можно. В Помощнике «Ввод начальных данных налогового учета» следует указать дату начала ведения налогового учета заведомо в далеком будущем. Например, 01.01.2020. Пока не наступит 20-й год, налогового учета не будет - реквизиты налогового учета не будут запрашиваться.

 

Будет ли в программе реализована возможность загрузки справочника ОКПД?

В программе «1С:Бухгалтерия государственного учреждения 8» для классификации продукции, работ, услуг применяется справочник «ОКП». В справочнике «ОКП» можно указывать данные как по ОКП (шестиразрядные коды), так и по ОКДП.

В типовой конфигурации загрузка справочника «ОКП» не предусмотрена (и не планируется), т.к. справочник содержит более миллиона позиций, а в конкретном учреждении используется ограниченный их перечень. Справочник поставляется пустым, но его разрядность позволяет вести как ОКП, так и ОКДП. Элементы в справочник можно вводить копированием кодов и наименований из соответствующей справочной системы. Например, из базы «Гарант. Налоги, бухгалтерский учет, предпринимательство» раздела «Правовая поддержка» диска «ИТС-бюджет». При необходимости загрузку в справочник «ОКП» можно реализовать силами организаций сети «1С:Франчайзинг».

 

Предполагается ли в БГУ при вводе Плана ФХД выбирать КБК с видом «Произвольный» не только 000 000000000000000, но и с цифрами и буквами (не меняя вида на КРБ и КДБ)?

Это было реализовано в релизе 1.0.10. Можно вручную изменять соответствующее поле. По умолчанию проставляются нули.

 

 Автономное учреждение, занимающееся поддержкой малого и среднего бизнеса, имеет несколько счетов в разных банках и много депозитных счетов. С банком заключен договор о том, что в конце дня остаток с расчетного счета перечисляется на депозитный счет. В оборотно-сальдовой ведомости не видно, по какому конкретно счету есть остатки. Везде название раздела, а оно для разных счетов одинаковое.

В программе «1С:Бухгалтерия государственного учреждения 8» аналитический учет по счетам учета безналичных денежных средств ведется в разрезе субконто «Разделы лицевых счетов» типа «Справочник».

При осуществлении операций со средствами автономных учреждений (их обособленных подразделений), которым открыты лицевые счета в органе Федерального казначейства, следует руководствоваться Порядком проведения территориальными органами Федерального казначейства кассовых операций со средствами автономных учреждений, утвержденным приказом Казначейства РФ от 08.12.2011 №15н, далее - Порядок № 15н.

Согласно пункту 19 Порядка № 15н в платежных документах в соответствующем поле указывается вид средств «Средства юридических лиц».

Таким образом, у каждого лицевого счета автономного учреждения может быть только один раздел «Средства юридических лиц».

Представление разделов лицевых счетов в отчетах можно изменить.

Для этого в разделе «Группировка» панели настроек формирования отчета, в строке «Разделы лицевых счетов» двойным щелчком левой клавиши мыши в графе «Поле» следует открыть форму «Выбор поля». В форме «Выбор поля» следует открыть ветку «Разделы лицевых счетов», выделить поле «Владелец» и нажать кнопку «ОК».

В разделе «Группировка» панели настроек формирования отчета, вместо строки «Разделы лицевых счетов» будет строка «Разделы лицевых счетов. Владелец».

После этого при нажатии кнопки «Сформировать отчет» в отчете будут отражаться наименования соответствующих лицевых счетов.

Об этом есть статья «Как вывести в отчет номер лицевого счета» на ИТС-бюджет.

 

Ошибка в документе «Расчет налога на прибыль». В шапке документа установлен один ИФО, а рассчитывается по всем ИФО.

Это не является ошибкой.

1. Налоговой базой является вся прибыль организации. В соответствии с пунктами 1-2 статьи 274 и пунктом 1 статьи 247 НК РФ объектом налогообложения по налогу на прибыль организаций признается прибыль, полученная налогоплательщиком.

2. В соответствии с п. 1-2 статьи 274 "Налоговая база" НК РФ раздельный учет доходов и расходов для целей налогового учета ведется по операциям, по которым предусмотрен отличный от общего порядок учета прибыли и убытка. Не очень понятно, зачем понадобилось вести налоговый учет и рассчитывать налог на прибыль раздельно по "источникам финансового обеспечения" (ИФО).

В программе "1С:Бухгалтерия государственного учреждения 8" налоговый учет по источникам финансового обеспечения (ИФО) не ведется. Налоговый учет ведется в целом по КФО=2.

Обособленный учет доходов и расходов по операциям с особым порядком налогообложения налогом на прибыль организован с помощью субконто "Направления деятельности" на счетах 401.10"Доходы текущего финансового года" и 401.20 "Расходы текущего финансового года".

ИФО - это разделитель бухгалтерского учета. Реквизит "ИФО" в документе "Расчет налога на прибыль" предназначен для формирования проводок по бухгалтерскому учету.

Если вы разделили учет по КФО=2 по ИФО, то после автозаполнения документа «Расчет налога на прибыль» нужно указать ИФО, по которому вы хотите отразить начисление налога на прибыль. Если начисление налога на прибыль нужно отразить по нескольким ИФО, то после автозаполнения документа «Расчет налога на прибыль» следует скорректировать автоматически сформированные суммы. При автозапонении следующего документа «Расчет налога на прибыль» за этот месяц будут учтены ранее начисленные суммы.

 

При проведении документа «Принятие к учету ОС» не формируются проводки по налоговому счету Н01 (Дт). Причем при списании ОС до 3000 такая проводка формируется по кредиту счета Н01. Если сформировать оборотку по счету Н01, будут обороты только по кредиту.

В части расчета стоимости амортизируемого имущества, расчета и отражения в налоговом учете начисленной амортизации согласно требованиям главы 25 НК РФ в программе сохранен старый порядок ведения налогового учета - с помощью документов группы «Амортизируемое имущество».

Информация о стоимости амортизируемого имущества и накопленной амортизации хранится не на счетах налогового учета, а в регистрах накопления «Амортизация ОС и НМА в налоговом учете», «Стоимость ОС и НМА для налогового учета» и «Капитальные вложения, включенные в расходы».

Согласно пункту 1 статьи 256 НК РФ 256 амортизируемым имуществом признается имущество со сроком полезного использования более 12 месяцев и первоначальной стоимостью более 40 000 рублей.

Таким образом, при проведении документа «Принятие к учету ОС и НМА» проводки по налоговому учету не формируются, если стоимость ОС более 40 000 руб. Документы по учету нефинансовых активов формируют проводки по счетам налогового учета только в случае, когда необходимо отразить полученные доходы или понесенные расходы, например, при безвозмездном получении (передаче) нефинансовых активов, оприходовании излишков, при списании недостач, реализации НФА, а также при вводе в эксплуатацию основных средств стоимостью до 40 000 руб. включительно. В частности документ «Принятие к учету ОС и НМА» формирует проводки по счетам налогового учета только в случае, если при принятии к учету объекта стоимостью до 40 000 руб. включительно одновременно отражается ввод его в эксплуатацию.

Анализировать оборотно-сальдовую ведомость по счетам Н01, Н02, Н08 не имеет смысла, так как они предназначены только для отражения причины признания доходов и расходов в налоговом учете (НУ). Они используются как корреспондирующий счет к счетам учета доходов и расходов НУ: Н20, Н25, Н26, Н90, Н91.

 

18 ПБУ для БУ и АУ применяется? Если да, то как это отразить в БГУ?

Инструкциями № 174н (п. 2) и №183н (п. 2) не предусмотрено применение Положений по бухгалтерскому учету. Бюджетные и автономные учреждения ведут бухгалтерский учет активов и обязательств, а также операций, их изменяющих, в соответствии с указанными инструкциями, а также Инструкцией № 157н и Федеральным законом № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете». Аналогично в пункте 2 ПБУ 18/02 говорится о том, что данное ПБУ не применяется некоммерческими организациями. Как говорилось в материалах семинара, бюджетные и автономные учреждения являются некоммерческими организациями, которые создаются не для осуществления деятельности с целью извлечения прибыли.

Таким образом, в бухгалтерском учете бюджетных и автономных учреждений и, соответственно, и в "1С:Бухгалтерии государственного учреждения 8"  постоянные и отложенные налоговые активы и обязательства отражению не подлежат.

 

 Почему в налоговом учете отражается только количество списываемых материалов?

Вроде все настроили по налоговому учету. Но при проведении документа «Списание материалов», операция «Списание на себестоимость НФА, работ, услуг на счета 106.00, 109.00» в проводках по налоговому учету отражается только количество. Что мы сделали не так?*

Списание материальных запасов (МЗ) отражается в налоговом учете без суммы (только по количеству), в случае если на дату списания в налоговом учете отсутствует суммовой остаток по данной номенклатуре.

Это возможно, если поступление МЗ не было отражено в налоговом учете, то есть

-         на дату начала ведения налогового учета в программе не введены остатки материалов (товаров, готовой продукции) на счетах налогового учета  (на счетах Н10, Н41, Н43);

-         не перепроверены документы с даты начала ведения налогового учета по текущую.

Подробнее о том, что надо выполнить при начале ведения налогового учета, см. в статье ИТС «Начало ведения налогового учета».

 

Декларация по налогу на прибыль (за 2011г.). Почему на листе 7 поле «Сумма средств, использованных не по назначению...» (7) рассчитывается автоматически, а не вводится вручную? И каким образом она рассчитывается?*

В программе «1С:Бухгалтерии государственного учреждения 8» лист 07 «Отчет о целевом использовании имущества (в том числе денежных средств), работ, услуг, полученных в рамках благотворительной деятельности, целевых поступлений, целевого финансирования» декларации по налогу на прибыль (утв. приказом ФНС РФ от 15.12.2010 № ММВ-7-3/730@) по данным учета не заполняется. Этот лист необходимо заполнять вручную.

Графа 7 «Сумма средств, использованных не по назначению или не использованных в установленный срок» рассчитывается автоматически по данным других показателей строки листа 07 таким образом:

графа 3 «Стоимость имущества, работ, услуг или сумма денежных средств» - графа 4 «Сумма средств, использованных по назначению в течение установленного срока» - графа 6 «Сумма средств, срок использования которых не истек».

Графы 3, 4, 6 заполняются вручную.

 

Почему в дополнительном листе Книги покупок отрицательные суммы?

Почему в доп.листе Книги покупок пропущенные в предыдущем периоде счета-фактуры отражаются со знаком "-", а новая сумма Книги покупок считается правильно - сумма этих доп. листов добавляется (см. рис.)?*

 

Убедитесь, что для формирования Книги покупок Вы применяете новую форму Книги покупок, утвержденную Постановлением Правительства РФ от 26.12.2011 № 1137 «О формах и правилах заполнения (ведения) документов, применяемых при расчетах по налогу на добавленную стоимость», далее - Постановление № 1137.

Для формирования Книги покупок по форме и правилам, утвержденным Постановлением № 1137, в программе «1С:Бухгалтерия государственного учреждения 8» предусмотрен новый отчет «Книга покупок(Пост. 1137)» (меню «Расчеты - НДС - Книга покупок (Пост. 1137)» главного меню программы , интерфейс «Полный»).

 

Вы, вероятно, применяете устаревшую форму отчета (меню "Расчеты - НДС - Устаревшие регистры учета НДС (до Пост.1137)"), в которой суммы в дополнительных листах выводятся в отрицательном значении.

 

 Почему нет возможности отнесения НДС в стоимость счета 105 00?

В программе есть документ «НДС входящий к распределению», там НДС делится на «НДС к вычету» и «НДС в стоимость». «НДС в стоимость» относится на счет 10900 (10600). Почему нет возможности отнесения НДС в стоимость счета 10500 (на увеличение стоимости материала)? Будет ли данная возможность реализована?*

В программе «1С:Бухгалтерия государственного учреждения 8» распределение входящего НДС производится в соответствии с действующим законодательством.

Согласно п. 4 ст. 170 НК РФ суммы налога, предъявленные продавцами товаров (работ, услуг), имущественных прав налогоплательщикам, осуществляющим как облагаемые налогом, так и освобождаемые от налогообложения операции:

учитываются в стоимости таких товаров (работ, услуг), имущественных прав в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи - по товарам (работам, услугам), в том числе основным средствам и нематериальным активам, имущественным правам, используемым для осуществления операций, не облагаемых налогом на добавленную стоимость;

принимаются к вычету в соответствии со статьей 172 настоящего Кодекса - по товарам (работам, услугам), в том числе основным средствам и нематериальным активам, имущественным правам, используемым для осуществления операций, облагаемых налогом на добавленную стоимость;

принимаются к вычету либо учитываются в их стоимости в той пропорции, в которой они используются для производства и (или) реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, операции по реализации которых подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения), - по товарам (работам, услугам), в том числе основным средствам и нематериальным активам, имущественным правам, используемым для осуществления как облагаемых налогом, так и не подлежащих налогообложению (освобожденных от налогообложения) операций, в порядке, установленном принятой налогоплательщиком учетной политикой для целей налогообложения.

Указанная пропорция определяется исходя из стоимости отгруженных товаров (работ, услуг), имущественных прав, операции по реализации которых подлежат налогообложению (освобождены от налогообложения), в общей стоимости товаров (работ, услуг), имущественных прав, отгруженных за налоговый период.

Таким образом, если, к примеру, организация приобрела товар, который одновременно используется в облагаемых и необлагаемых НДС операциях, то в книге покупок нужно зарегистрировать счет-фактуру не на всю сумму НДС, а лишь на ту часть, на которую организация вправе произвести вычет.

Согласно пункту 13 части II "Правила ведения книги покупок, применяемой при расчетах по налогу на добавленную стоимость" Постановления Правительства РФ от 26.12.2011 № 1137 "При приобретении товаров (работ, услуг), имущественных прав для производства и (или) реализации товаров (работ, услуг), операции по реализации которых облагаются по различным налоговым ставкам и (или) не подлежат налогообложению, регистрация счета-фактуры в книге покупок производится на сумму, на которую налогоплательщик получает право на вычет и которая определяется с учетом положений пункта 10 статьи 165 и пункта 4 статьи 170 Налогового кодекса Российской Федерации. Регистрация исправленного счета-фактуры (корректировочного счета-фактуры, исправленного корректировочного счета-фактуры), полученного от продавца, производится в книге покупок на сумму, определяемую с учетом той же пропорции, по которой производилась регистрация счета-фактуры по принятым к учету товарам (работам, услугам), имущественным правам.".

Определить такую сумму нужно исходя из пропорции, установленной п. 4 ст. 170 НК РФ.

Обратите внимание: для этого организация обязана вести раздельный учет сумм «входного» НДС по приобретенным товарам (работам, услугам), имущественным правам, используемым для облагаемых и необлагаемых операций. В противном случае, НДС вычету не подлежит и в расходы при исчислении налога на прибыль не включается (п. 4 ст. 170 НК РФ).

Согласно п. 88 Инструкции по применению Плана счетов бюджетного учета (утв. Приказом Минфина РФ от 06.12.2010 № 162н), далее - Инструкция № 162н:

списание сумм НДС на увеличение стоимости нефинансовых активов (работ, услуг) в порядке, предусмотренном налоговым законодательством Российской Федерации, отражается по дебету счета 010634340 "Увеличение вложений в материальные запасы - иное движимое имущество учреждения" (в части стоимости готовой продукции), соответствующих счетов аналитического учета счета 010900000 "Затраты на изготовление готовой продукции, выполнение работ, услуг" и кредиту счета 021001660 "Уменьшение дебиторской задолженности по НДС по приобретенным материальным ценностям, работам, услугам".

Согласно п. 113 Инструкции по применению Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений (утв. Приказом Минфина РФ от 16.12.2010 № 174н), далее - Инструкция № 174н, и п.116 Инструкции по применению Плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений,(утв. Приказом Минфина РФ от 23.12.2010 № 183н), далее - Инструкция № 183н:

списание сумм НДС на увеличение стоимости нефинансовых активов (работ, услуг) в порядке, предусмотренном налоговым законодательством Российской Федерации, отражается по кредиту счета 021001660 "Уменьшение дебиторской задолженности по НДС по приобретенным материальным ценностям, работам, услугам" и дебету соответствующих счетов аналитического учета счета 010900000 "Затраты на изготовление готовой продукции, выполнение работ, услуг" (в части стоимости готовой продукции, работ, услуг) (010960221 - 010960226, 010960290).

Таким образом, в Инструкциях № 162н, 174н, 183н не определена методика включения сумм входящего НДС, подлежащего распределению, в стоимость объектов основных средств, нематериальных активов, материальных запасов после того, как они приняты к учету на счета 101.01, 101.02, 101.05.

В приведенных выше бухгалтерских записях отражено только списание сумм НДС на увеличение затрат на изготовление готовой продукции (оказание работ, услуг) - в дебет счетов 010900000 «Затраты на изготовление готовой продукции, выполнение работ, услуг» и 010634340 «Увеличение вложений в материальные запасы - иное движимое имущество учреждения».

Именно такая методика реализована в программе «1С:Бухгалтерия государственного учреждения 8» документом «НДС входящий к распределению».

Документ «НДС входящий к распределению» позволяет отразить в учете бухгалтерские записи отнесения сумм НДС на увеличение затрат на изготовление готовой продукции, оказание услуг, работ в дебет счетов 106.34 «Вложения в материальные запасы - иное движимое имущество учреждения», 010900000 «Затраты на изготовление готовой продукции, выполнение работ, услуг».

При проведении документа «НДС входящий к распределению» формируются бухгалтерские записи отнесения сумм НДС на увеличение затрат на изготовление готовой продукции, оказание услуг, работ:

Д-т счета затрат К-т 210.Н1.660.

Подробнее о распределении входящего НДС в программе «1С:Бухгалтерия государственного учреждения 8» см. в статье «Распределение входящего НДС».

Отнесение сумм НДС на увеличение стоимости основных средств, нематериальных активов, материальных запасов автоматически в программе "1С:Бухгалтерия государственного учреждения 8" не предусмотрено.

 

На какой счёт заводить остатки НДС для случая приобретения продуктов - 210.Р1 или 210.Н1?

Хозяйственная ситуация. Государственное образовательное учреждение переходит на "1С:Бухгалтерию государственного учреждения 8". При начале работы в программе произведен ввод остатков, в том числе - остатков НДС при помощи документа "Ввод остатков НДС". При заполнении табличной части документа в колонке "Счёт 21001" для выбора доступно только значение "210.P1", его и использовали.

Однако в дальнейшем, при оприходовании материалов использовался счёт 210.Н1. Поскольку речь идёт о продуктах для столовой, и для них списание НДС производится при реализации. Таким образом, сейчас мы имеем ситуацию, когда для текущего учета используется счёт 210.Н1, а начальные остатки заведены на счёт 210.Р1, что представляется неверным. Как исправить эту ситуацию?*

В программе «1С:Бухгалтерия государственного учреждения 8» поддерживается раздельный учет сумм НДС, предъявленных налогоплательщику по товарам (работам, услугам), в том числе основным средствам и нематериальным активам, имущественным правам, используемым для осуществления операций как облагаемых, так и не облагаемых налогом на добавленную стоимость, согласно пункту 4 статьи 170 главы 21 НК РФ.

Для учета расчетов по НДС в программе «1С:Бухгалтерия государственного учреждения 8» предусмотрены счета (рис.1):

Применяется в случаях, когда выделенный НДС будет целиком принят к вычету соответствующими документами («Счет-фактура полученный», «Формирование записей книги покупок»), так как приобретаемые НФА, работы, услуги планируется использовать только в рамках деятельности, облагаемой НДС.

Применяется, если приобретаемые НФА, работы, услуги планируется использовать в деятельности, облагаемой НДС, и деятельности, не облагаемой НДС. В этом случае «входящий» НДС будет распределен в конце квартала (налогового периода): часть НДС будет принята к вычету, а часть - отнесена на увеличение затрат на изготовление готовой продукции (оказание услуг, работ).

Счета учета расчетов по НДС

Согласно п. 4 ст. 170 НК РФ суммы налога, предъявленные продавцами товаров (работ, услуг), имущественных прав налогоплательщикам, осуществляющим как облагаемые налогом, так и освобождаемые от налогообложения операции:

учитываются в стоимости таких товаров (работ, услуг)имущественных прав в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи - по товарам (работам, услугам), в том числе основным средствам и нематериальным активам, имущественным правам, используемым для осуществления операций, не облагаемых налогом на добавленную стоимость;

принимаются к вычету в соответствии со статьей 172 настоящего Кодекса - по товарам (работам, услугам), в том числе основным средствам и нематериальным активам, имущественным правам, используемым для осуществления операций, облагаемых налогом на добавленную стоимость;

принимаются к вычету либо учитываются в их стоимости в той пропорции, в которой они используются для производства и (или) реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, операции по реализации которых подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения), - по товарам (работам, услугам), в том числе основным средствам и нематериальным активам, имущественным правам, используемым для осуществления как облагаемых налогом, так и не подлежащих налогообложению (освобожденных от налогообложения) операций, в порядке, установленном принятой налогоплательщиком учетной политикой для целей налогообложения.

Указанная пропорция определяется исходя из стоимости отгруженных товаров (работ, услуг), имущественных прав, операции по реализации которых подлежат налогообложению (освобождены от налогообложения), в общей стоимости товаров (работ, услуг), имущественных прав,отгруженных за налоговый период.

Таким образом, счет 210.Н1 "(НДС к распределению) Расчеты по НДС по приобретенным материальным ценностям, работам, услугам" должен закрываться в конце каждого квартала. Т.е. на конец года остатков на счете 210.Н1 быть не может. Поэтому остатки по счету 210.01 должны вводиться только на счет 210.Р1.

В документах поступления НФА, работ, услуг счет 210.Н1 "(НДС к распределению) Расчеты по НДС по приобретенным материальным ценностям, работам, услугам" следует выбирать только при отражении поступления НФА, работ, услуг с НДС, которые планируется использовать в деятельности, как облагаемой, так и не облагаемой НДС.

Для расчета доли суммы НДС, принимаемой к вычету по приобретенным товарам (работам, услугам), используемым для осуществления как облагаемых налогом, так и не подлежащих налогообложению (освобожденных от налогообложения) операций, применяется документ «НДС входящий к распределению» (описание документа см.  следующий вопрос).

 

В программе «1С:Бухгалтерия для бюджетных учреждений 7.7»  была возможность не закрывать автоматически счет 210.01 «Расчеты по НДС по приобретенным материальным ценностям, работам, услугам» при вводе документа «Счет-фактура полученный» (т.к. мы берем к возмещению только долю входящего НДС, поставив «v» - ввод остатков).

Как в «1С:Бухгалтерии государственного учреждения 8» добиться этого же?*

Очевидно речь идет о применении в программе «1С:Бухгалтерия для бюджетных учреждений 7.7» в документах «Счет-фактура полученный» флага «Ввод остатков».

При проведении документов «Счет-фактура полученный» с установленным флагом «Ввод остатков» бухгалтерские записи не формировались. Распределение НДС, рассчитанное вручную, вероятно, отражалось в конце квартала, документами «Операция, введенная вручную».

Отметим, что флаг «Ввод остатков» в документах «Счет-фактура полученный» в программе «1С:Бухгалтерия для бюджетных учреждений 7.7» был предназначен только для регистрации счетов-фактур при вводе начальных остатков вручную. Такие счета-фактуры при проведении формировали проводки по счету РНВ «НДС входящий от поставщиков» с целью регистрации сумм НДС и налоговых баз.

Операции распределения входящего НДС в программе «1С:Бухгалтерия для бюджетных учреждений 7.7» не были автоматизированы.

В программе «1С:Бухгалтерия государственного учреждения 8» предусмотрено автоматизированное распределение входящего НДС.

В программе «1С:Бухгалтерия государственного учреждения 8» распределение входящего НДС производится в соответствии с действующим законодательством.

Согласно п. 4 ст. 170 НК РФ суммы налога, предъявленные продавцами товаров (работ, услуг), имущественных прав налогоплательщикам, осуществляющим как облагаемые налогом, так и освобождаемые от налогообложения операции:

учитываются в стоимости таких товаров (работ, услуг)имущественных прав в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи - по товарам (работам, услугам), в том числе основным средствам и нематериальным активам, имущественным правам, используемым для осуществления операций, не облагаемых налогом на добавленную стоимость;

принимаются к вычету в соответствии со статьей 172 настоящего Кодекса - по товарам (работам, услугам), в том числе основным средствам и нематериальным активам, имущественным правам, используемым для осуществления операций, облагаемых налогом на добавленную стоимость;

принимаются к вычету либо учитываются в их стоимости в той пропорции, в которой они используются для производства и (или) реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, операции по реализации которых подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения), - по товарам (работам, услугам), в том числе основным средствам и нематериальным активам, имущественным правам, используемым для осуществления как облагаемых налогом, так и не подлежащих налогообложению (освобожденных от налогообложения) операций, в порядке, установленном принятой налогоплательщиком учетной политикой для целей налогообложения.

Указанная пропорция определяется исходя из стоимости отгруженных товаров (работ, услуг), имущественных прав, операции по реализации которых подлежат налогообложению (освобождены от налогообложения), в общей стоимости товаров (работ, услуг), имущественных прав,отгруженных за налоговый период.

Таким образом, если, организация приобрела товар, который одновременно используется в облагаемых и необлагаемых НДС операциях, то в книге покупок нужно зарегистрировать счет-фактуру не на всю сумму НДС, а лишь на ту часть, на которую организация вправе произвести вычет.

Согласно пункту 13 части II"Правила ведения книги покупок, применяемой при расчетах по налогу на добавленную стоимость" Постановления Правительства РФ от 26.12.2011 № 1137 "При приобретении товаров (работ, услуг), имущественных прав для производства и (или) реализации товаров (работ, услуг), операции по реализации которых облагаются по различным налоговым ставкам и (или) не подлежат налогообложению, регистрация счета-фактуры в книге покупок производится на сумму, на которую налогоплательщик получает право на вычет и которая определяется с учетом положений пункта 10 статьи 165 и пункта 4 статьи 170 Налогового кодекса Российской Федерации. Регистрация исправленного счета-фактуры (корректировочного счета-фактуры, исправленного корректировочного счета-фактуры), полученного от продавца, производится в книге покупок на сумму, определяемую с учетом той же пропорции, по которой производилась регистрация счета-фактуры по принятым к учету товарам (работам, услугам), имущественным правам.".

Определить такую сумму нужно исходя из пропорции, установленной п. 4 ст. 170 НК РФ.

Обратите внимание: для этого организация обязана вести раздельный учет сумм «входного» НДС по приобретенным товарам (работам, услугам), имущественным правам, используемым для облагаемых и необлагаемых операций. В противном случае, НДС вычету не подлежит, и в расходы при исчислении налога на прибыль не включается (п. 4 ст. 170 НК РФ).

Для учета расчетов по НДС в программе «1С:Бухгалтерия государственного учреждения 8» предусмотрены счета (рис.1):

Применяется в случаях, когда выделенный НДС будет целиком принят к вычету соответствующими документами ("Счет-фактура полученный", "Формирование записей книги покупок"), так как приобретаемые НФА, работы, услуги планируется использовать только в рамках деятельности, облагаемой НДС.

Применяется, если приобретаемые НФА, работы, услуги планируется использовать в деятельности, облагаемой НДС, и деятельности, не облагаемой НДС. В этом случае "входящий" НДС будет распределен в конце квартала (налогового периода): часть НДС будет принята к вычету, а часть - отнесена на увеличение затрат на изготовление готовой продукции (оказание услуг, работ).

Счета учета расчетов по НДС

Схема отражения в программе «1С:Бухгалтерия государственного учреждения 8» распределения входящего НДС приведена на рис.

Схема распределения входящего НДС

Порядок оформления документов в программе для распределения входящего НДС подробно рассмотрен в статье «Распределение входящего НДС».

 

Порядок ведения хозяйственных операций в рамках приносящей доход деятельности государственными (муниципальными) учреждениями 

Может ли бюджетная организация проводить взаимозачет? Какими проводками это отразить?

Инструкции по бухгалтерскому учету государственных (муниципальных) учреждений - 157н, 162н, 174н, 183н - не предусматривают такой операции, как взаимозачет.

Специалисты Минфина России неоднократно давали разъяснения по этому вопросу в отношении учреждений - получателей бюджетных средств: «Участники бюджетного процесса должны обеспечить выполнение денежных обязательств. А в случаях неисполнения стороной договора (государственного (муниципального) контракта) обязанности по уплате средств принять необходимые меры по поступлению денежных средств в доход бюджета вплоть до возбуждения процедуры их взыскания» (http://b-uchet.ru/answers/detail.php?ID=76823).

 

Нужно ли бюджетному учреждению в 2012 году регистрировать обязательство по ПД? Если да, то что является основанием для регистрации и для чего его нужно регистрировать? (Речь именно о регистрации обязательства по ПД, а не о денежном обязательстве и не о ПФХД)

Согласно пункту 318 Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета счет 50200 «Принятые обязательства» предназначен для учета учреждением показателей принятых обязательств (ДО). Учет принятых обязательств и (или) денежных обязательств осуществляется на основании документов, подтверждающих их принятие в соответствии с перечнем, установленным учреждением в рамках формирования учетной политики, с учетом требований по санкционированию оплаты принятых денежных обязательств, установленных финансовым органом. При этом не сделано исключений для какого-либо КФО.

План счетов бюджетного учреждения содержит счет 50200 «Принятые обязательства», следовательно, бюджетные учреждения обязаны вести учет обязательств.

Бюджетное учреждение не только должно вести учет обязательств, но и должно отражать их регистрах учета - в форме 0504064 «Журнал регистрации обязательств» (173н) и в регламентированной отчетности - в форме 0503738 «Отчет об обязательствах, принятых учреждением».

Учреждение принимает обязательства путем заключения государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров, а также в соответствии с законом, иным правовым актом, соглашением. Т.е., и заключение договоров является обязательством, и начисление зарплаты и т.п. Подробнее об учете обязательств - в статьях на ИТС- бюджет

-        Учет обязательств бюджетного учреждения

-        Учет денежных обязательств

-        Что указывать в документе «Принятое бюджетное обязательство» в качестве основания выплат по заработной плате?

В 2012 году ничего не изменилось и в части обязательства по ПД. В программе есть документ «Принятое бюджетное обязательство», который применяется для казенных учреждений и других учреждений - ПБС. Для всех остальных видов КФО, кроме 1 и 3, применяется документ «Принятое обязательство по ПД». Для денежных обязательств предусмотрен документ «Принятое денежное обязательство».

 

Получили счет на оплату услуг связи на сумму 5000 руб. 2000 руб. оплатили за счет субсидий (КФО=4), 3000 руб за счет ПД (КФО=2). Как отразить поступление услуги? Как отразить потом распределение расходов пропорционально полученным доходам?

Вопрос следует рассматривать с двух точек зрения: с точки зрения отражения в бухгалтерском учете и с точки зрения отражения в налоговом учете.

Услуги связи относятся к общехозяйственным расходам. Распределение общехозяйственных расходов производится в соответствии с учетной политикой учреждения (п.62 Инструкции №183н), согласованной с учредителем. Отнесение части общехозяйственных расходов на деятельность, осуществляемую за счет субсидий из бюджета соответствующего уровня, производится в соответствии с ПФХД. Если оплата услуг связи или их части предусмотрена за счет средств, полученных от приносящей доход деятельности, но на момент возникновения денежного обязательства у учреждения недостаточно средств по этому КФО, оплата может производиться за счет субсидий на выполнение госзадания. Порядок отражения в учете заимствования средств для оплаты расходов см. на ИТС в разделе вопросов и ответов для бухгалтеров государственных (муниципальных) учреждений.

В налоговом учете услуги связи признаются косвенными расходами по группе прочих косвенных расходов. Косвенные расходы при наличии операций как облагаемых, так и не облагаемых налогом на прибыль, а также облагаемых по ставке 0% подлежат учету в составе расходов для расчета налоговой базы с учетом распределения. Порядок распределения приведен в абз. 4 п.1 ст. 272 НК РФ, а именно «Расходы налогоплательщика, которые не могут быть непосредственно отнесены на затраты по конкретному виду деятельности, распределяются пропорционально доле соответствующего дохода в суммарном объеме всех доходов налогоплательщика». При этом следует учитывать положенияпп.17 п.1 ст. 270 НК РФ, согласно которому «При определении налоговой базы не учитываются расходы ... в виде стоимости имущества, переданного в рамках целевого финансирования в соответствии с подпунктом 14 пункта 1 статьи 251 настоящего Кодекса».

Таким образом, доля услуг связи, финансируемая за счет субсидий, в расчете налоговой базы не участвует (как и доходы в виде полученных субсидий), доля услуг связи, финансируемая за счет ПД, подлежит распределению пропорционально доходам от ПД.

 

У администрации сельского поселения (Казенное учреждение) есть подведомственное учреждение Дом культуры, также казенное. Дом культуры проводит платные мероприятия: дискотеки, утренники и т.д.  Деньги зачисляют сразу в доход бюджета. Интересует вопрос налогообложения такой деятельности: нужно ли начислять налог на прибыль, если нужно, то какие проводки  по начислению налога на прибыль?

Казенное учреждение является налогоплательщиком по налогу на прибыль организаций. Однако пп.33.1 п.1 ст.251 НК РФ предусмотрено, что при определении налоговой базы по налогу на прибыль не учитываются средства, полученные от оказания казенными учреждениями государственных (муниципальных)  услуг  (выполнения  работ),  а также от исполнения ими иных государственных (муниципальных) функций. Однако как отмечается в ряде разъяснений, данных Департаментом налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина и ФНС, особое внимание в данном вопросе следует обратить именно на следующие моменты:

1) предусмотрена ли приносящая доход деятельность Уставом учреждения;

2) оказывается ли услуга (выполняется работа) в рамках государственных (муниципальных) функций соответствующего органа власти и созданного им учреждения;

3) включена ли услуга (работа) в перечень оказываемых учреждением услуг в соответствии с Федеральным законом 83-ФЗ.

При соблюдении перечисленных условий доход в налоговую базу по налогу на прибыль не включается. Если не выполняется хотя бы одно из условий, учреждение обязано исчислить и уплатить налог на прибыль. Исчисление налога осуществляется на основании регистров налогового учета и расчета налоговой базы (ст. 313 НК РФ).

Кроме того, обратите внимание, что учреждение в любом случае обязано составлять и представлять налоговую декларацию по налогу на прибыль, т.к. оно признается плательщиком налога (п.1 ст. 289 НК РФ). В случае отсутствия налоговой базы декларация представляется по упрощенной форме (п.2 ст. 289 НК РФ). В бюджетном учете налог на прибыль отражается в соответствии с Инструкцией 162н.:

1) начислен налог на прибыль Д-т 040110100 (120, 130, 170, 180),  К-т 030303730 (п.120);

2) перечислен налог на прибыль Дт 030303830 - Кт 020111610, 020121610, 020127610, 030405000 (п.104 абз.3.)

Поскольку с 1.01.2012 г. у казенных учреждений отсутствуют средства, отражаемые по КФО 2, исчисление и уплату налога на прибыль нужно отражать по КФО 1, при этом финансирование для уплаты налога должно быть предусмотрено по  статье 290 КОСГУ.

Примечание:
* вопрос также опубликован на ресурсах информационно-технологического сопровождения (ИТС)


Адрес: г. Тверь, пр-т Чайковского, д. 19а. Схема проезда
Телефон: +7 (4822) 43-28-72
E-mail: info@1c-tver.ru                                                                                                              СОФТЕКА - оперативная техподдержка 1С

 

Главная Карта сайта Отправить заявку